Urosystemlogo.png
Осложнение онкотерапии: геморрагический цистит (ГЦ).

 

Геморрагический цистит — это собирательное название состояний, при которых мочевой пузырь воспален, а его слизистая оболочка кровоточит. Под названием «цистит» многие эксперты называют различные состояния, при которых бактериальная инфекция отсутствует, потому что фенотипы этих состояний схожи или идентичны. Кровотечение может быть микроскопическим (степень 1), видимым (степень 2), видимым с небольшими сгустками (степень 3) или сгустками, достаточно большими, чтобы блокировать отток мочи (степень 4). [1] Помимо кровотечения, наиболее частыми симптомами являются: учащение мочеиспускания и его позывы, никтурия, боль (особенно во время мочеиспускания) и потеря контроля над мочевым пузырем. Инфекции мочевого пузыря также часто возникают как осложнение.

Некоторые бактериальные инфекции могут вызывать геморрагические симптомы, но большинство пациентов реагируют на антибактериальное лечение; таким образом, эти инфекции редко приводят к хроническому и / или рецидивирующему ГЦ. Некоторые соединения, используемые в промышленности (например, анилин и толуидин), также могут вызывать ГЦ. Состояние обычно перестает существовать, как только пациент перестает подвергаться воздействию токсина. [2] Пара вирусов может вызвать ГЦ; однако заболевание чаще всего развивается либо в очень молодом возрасте (в этом случае оно исчезает через пару дней), либо если иммунная система пациента серьезно нарушена, например после трансплантации костного мозга или почек. [3]

Тем не менее две наиболее частые ситуации возникновения геморрагического цистита связаны с широко применяемыми методами терапии онкологических заболеваний. Цистит может развиться после химиотерапии или лучевой терапии. Таким образом, эти состояния часто называют химиотерапевтическим циститом и лучевым циститом соответственно. Следует отметить, что определение геморрагического цистита расплывчато, и существуют различия между авторами и странами; некоторые заболевания помечаются как ГЦ независимо от их причины. Здесь под этим понятием следует понимать два последних состояния - постраковые состояния.

Некоторые химиотерапевтические препараты особенно часто вызывают ГЦ, особенно соединения оксазафосфорина, такие как циклофосфамид и ифосфамид. Эти препараты широко используются в нескольких химиотерапевтических протоколах, включая лечение солидных опухолей и лимфом. [4], [5]

Стоит отметить, что, учитывая 10 наиболее распространенных видов рака [6] в США, циклофосфамид и / или ифосфамид можно назначать при следующих состояниях (частота указана в скобках): рак груди (1-й), рак легких (2-й), рак мочевого пузыря(6 место), неходжкинская лимфома (7 место), лейкемия (10 место). Что касается лейкемии, вероятность развития цистита в качестве побочного эффекта составляет 30% [7]. Более того, это не единственные химиотерапевтические препараты, которые могут вызывать ГЦ.

 

Данные о заболеваемости ГЦ среди пациентов, получавших эти препараты, противоречивы. Считается, что частота случаев составляет от 7 до 53%, около 0,6–15% пациентов испытывают сильное кровотечение. [8] Действительно, во многих случаях лечения рака, токсический эффект, который проявляется в мочевом пузыре, ограничивает дозировку. Заболеваемость лучевым циститом после лучевой терапии области малого таза составляет 11-20% [9].

 

В случае циклофосфамида и ифосфамида симптомы обычно возникают после введения первой дозы и сохраняются в течение 4–5 дней. [10] С другой стороны, некоторые другие соединения, такие как бусульфан, могут вызывать химиоцистит через несколько лет после воздействия [11], а побочный эффект лучевой терапии, проявляющийся в виде лучевого цистита, также может возникнуть через 10 или 20 лет [12].

Текущие рекомендации подчеркивают важность профилактики. Гипергидратация, постоянное орошение мочевого пузыря (физиологический раствор, с подщелачиванием или без него), гипербарическая оксигенотерапия, введение месны (сульфгидрильного соединения) или внутрипузырного гиалуроната натрия (для восстановления слизистой оболочки) являются наиболее часто используемыми методами [13], [14]. ], [15], [16] Однако данные об их эффективности противоречивы.

Согласно большинству руководств, после того как заболевание было диагностировано, предлагаемое лечение во многом зависит от тяжести состояния (например, [17], [18]). Во всех случаях необходимо поддерживать гемодинамическую стабильность, что часто требует переливания крови.

При легкой степени гидратации может быть достаточно внутривенных диуретиков, обезболивающих и антихолинергических препаратов для мочевого пузыря. Эффективным считается и постоянное орошение мочевого пузыря.

В более тяжелых случаях, среди других методов, часто применяется внутрипузырное лечение. Лечение химиотерапевтического цистита обычно длится несколько дней, тогда как лучевого цистита - шесть месяцев или даже больше. [19] Известно несколько средств, предотвращающих кровотечение. Аминокапроновая кислота (которая похожа на аминокислоту лизин) подавляет активацию плазминогена, что увеличивает свертываемость крови. [20] Квасцы (сульфат алюминия-аммония или сульфат алюминия-калия) вызывают осаждение белка и снижают проницаемость капилляров. [21] Нитрат серебра вызывает химическую коагуляцию [22]. Формалин, который является высокотоксичным, используется только в том случае, если пациент не ответил на какие-либо другие методы лечения; согласно некоторым рекомендациям, перед этим следует провести фульгурацию пораженных участков.

В последующие годы врачи также начали уделять внимание восстановлению слизистой оболочки. Гиалуроновая кислота, хондроитинсульфат и пентозан полисульфат натрия уже использовались в терапии ГЦ [23], [24], [25]. Также применялись простагландин и эстрогены, однако результаты противоречивые [26], [27], [28].

Введение препаратов для восстановления слизистой оболочки с помощью UroDapter, безусловно, является эффективным методом независимо от самого показания.

[1] https://www.healthline.com/health/hemorrhagic-cystitis

[2] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/628051/

[3] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18519018/

[4] http://chemocare.com/chemotherapy/drug-info/cyclophosphamide.aspx

[5] http://chemocare.com/chemotherapy/drug-info/ifosfamide.aspx

[6] https://www.healthline.com/health/most-common-cancers

[7] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2643320/

[8] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2938536/

[9] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31201826

[10] https://www.uptodate.com/contents/hemorrhagic-cystitis-in-cancer-patients

[11] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=6576177

[12] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=2403595

[13] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8315426/

[14] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8501819/

[15] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1941060/

[16] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2051415813512647#

[17] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2938536/

[18] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2051415813512647#

[19] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470594/

[20] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1523745/

[21] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3676666/

[22] https://www.uptodate.com/contents/hemorrhagic-cystitis-in-cancer-patients/abstract/102

[23] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20562794

[24] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18751498

[25] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=15476520

[26] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7801847?dopt=Abstract

[27] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=2162975

[28] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=28286609

АДРЕС

1137 Budapest, 

Szent István park 26. fszt. 2.
Hungary

СВЯЗАТЬСЯ

© 2020 by Urosystem Ltd.

Urosystemlogo.png
Complication of Oncotherapy: the Hemorrhagic Cystitis (HC)

 

Hemorrhagic cystitis is a collective name for conditions in which the bladder is inflamed, and its mucosa is bleeding. By the name “cystitis”, many experts label different conditions in which bacterial infection is not present because the phenotypes of these conditions are similar or identical. The bleeding can be microscopic (grade 1), visible (grade 2), visible with small clots (grade 3), or clots big enough to block the flow of the urine (grade 4).[1] Besides the bleeding, the most common symptoms are: increased voiding frequency and urgency, nocturia, pain (especially during the voiding), and the loss of the bladder control. Infections often occur as a complication, too.

Some bacterial infections can cause hemorrhagic symptoms, but most patients respond to the antibacterial treatment; therefore, these infections rarely lead to chronic and/or recurrent HC. Certain compounds used in the industry (e.g. aniline and toluidine) can cause HC as well. The condition usually ceases to exist once the patient stops being exposed to the toxin.[2] A couple of viruses may cause HC; however, the condition mostly develops either at a very young age (in which case it disappears in a couple of days), or if the patient’s immune system is severely compromised, e.g. after bone marrow or renal transplantation.[3]

Nevertheless, the two most common situations in which hemorrhagic cystitis emerges are associated with widely used methods of oncotherapy. It can develop after chemotherapy or radiotherapy. Thus, these conditions are often named chemotherapy cystitis and radiation cystitis, respectively. It should be pointed out that the definition of hemorrhagic cystitis is vague, and there are differences between authors and countries; several diseases are labeled as HCs regardless of their cause. Here, by this concept, the latter two, post-cancer conditions should be meant.

Certain chemotherapeutic drugs particularly frequently cause HC, especially oxazaphosphorine compounds such as cyclophosphamide and ifosfamide. These drugs are widely used in several chemotherapeutic protocols, including treating solid tumors and lymphomas.[4],[5]

It is worth pointing out that considering the 10 most common cancers[6] in the USA, cyclophosphamide and/or ifosfamide can be administered for the following conditions (frequency is in parentheses) breast cancer (1st), lung cancer (2nd), bladder cancer (6th), Non-Hodgkin’s lymphoma (7th), leukemia (10th). Regarding leukemia, there is a 30% chance for developing cystitis as a side effect.[7] Moreover, these are not the only chemotherapeutic drugs that can cause HC.

 

The data on the incidence of HC among the patients treated with these drugs are controversial; it is said the occurrence is between 7–53%, about 0.6–15% of the patients experience severe bleeding.[8] Indeed, in many cases of the cancer treatment, the toxic effect that the drug expresses in the bladder limits the dosage. The incidence of radiation cystitis is 11–20% after the radiotherapy of the pelvic area.[9]

 

In case of cyclophosphamide and ifosfamide the symptoms generally occur after the first dose is administered and last for 4–5 days.[10] On the other hand, certain other compounds like busulfan may trigger chemo-cystitis years after the exposure[11], and the adverse effect of a radiotherapy presenting as radiation cystitis may occur 10 or 20 years later, too.[12]

Current guidelines emphasize the importance of prevention. Hyperhydration, continuous bladder irrigation (saline, with or without alkalization), hyperbaric oxygen therapy, administering mesna (a sulfhydryl compound), or intravesical sodium hyaluronate (for GAG-layer replenishment) are the most commonly used methods.[13],[14],[15],[16] However, the data on their efficacy are controversial.

According to most guidelines, once the condition has been diagnosed the suggested treatment greatly depends on the severity of the state (e.g.[17],[18]). Hemodynamic stability must be maintained in all cases, which makes blood transfusion often necessary.

In mild condition hydration, intravenous diuretics, pain medication and anticholinergic bladder medication may be sufficient. Continuous bladder irrigation is considered to be effective, too.

In more severe cases, among other methods, intravesical treatment is frequently applied. The therapy of chemo-cystitis usually lasts for some days, whereas for radiation cystitis for six months or even more.[19] There are several agents known for preventing bleeding. Aminocaproic acid (which is similar to amino acid lysine) inhibits plasminogen activation, which increases blood clotting.[20] Alum (aluminum ammonium sulphate or aluminum potassium sulphate) causes protein precipitation and decreases capillary permeability.[21] Silver nitrate causes chemical coagulation[22]. Formalin, which is highly toxic, is used only if the patient has not responded to any other treatments; according to some guidelines, fulguration of the affected areas should be performed before that.

 

In the later years, therapists have started focusing on GAG-layer replenishments, too. Hyaluronic acid, chondroitin sulphate and pentosan polysulfate sodium have already been used in the therapy of HC.[23],[24],[25]. Prostaglandin and estrogens have been administered as well – the results are controversial, though[26][27],[28].

Administering GAG-layer replenishments with the UroDapter is definitely an effective method regardless of the indication itself.

[1] https://www.healthline.com/health/hemorrhagic-cystitis

[2] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/628051/

[3] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18519018/

[4] http://chemocare.com/chemotherapy/drug-info/cyclophosphamide.aspx

[5] http://chemocare.com/chemotherapy/drug-info/ifosfamide.aspx

[6] https://www.healthline.com/health/most-common-cancers

[7] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2643320/

[8] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2938536/

[9] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/31201826

[10] https://www.uptodate.com/contents/hemorrhagic-cystitis-in-cancer-patients

[11] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=6576177

[12] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=2403595

[13] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8315426/

[14] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8501819/

[15] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1941060/

[16] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2051415813512647#

[17] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2938536/

[18] https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/2051415813512647#

[19] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470594/

[20] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/1523745/

[21] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3676666/

[22] https://www.uptodate.com/contents/hemorrhagic-cystitis-in-cancer-patients/abstract/102

[23] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/20562794

[24] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/18751498

[25] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=15476520

[26] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/7801847?dopt=Abstract

[27] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=2162975

[28] https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed?term=28286609

ADDRESS

1137 Budapest, 

Szent István park 26. fszt. 2.
Hungary

GET IN TOUCH

© 2020 by Urosystem Ltd.